Выводы из игры
Самое важное, конечно же, это сделать выводы из игры. Хорошо, если их назовете не вы сами, а команды. Многие в зале скорее всего поднимут руки, если вы спросите у них "А вам было сложно зарабатывать деньги?". И тут надо объяснить участникам, что эта игра была практически идеальным миром для предпринимательской команды и спросить у них почему? Ответы участников нужно фиксировать на доске или на флипчате, среди ответов должны прозвучать следующие "положительные" стороны модели:
- у всех был рынок – были платежеспособные клиенты
- у клиентов есть потребность в продукте (снежинках)
- цены на ресурсы были фиксированные (ножницы и бумага)
- ресурсы были доступны без ограничений
- есть команда и она замотивированная
- конкуренты рядом и видно, что они и как делают
- можно устно поговорить с клиентом
- видно все, что до этого купил клиент
- легко узнать предпочтения клиентов
- понятна ценовая вилка продукта
Командам надо дать понять, что в жизни и с их бизнесом все будет немного сложнее и подтолкнуть к использованию инструмента Customer Development. По опыту проведения игры, многие команды (особенно те, которые делают интернет и ИТ бизнес) после игры гораздо лучше понимают, зачем нужно идти к клиенту и общаться с ним живьем на начальном этапе создания продукта.
Какие еще выводы могут сделать команды?
- Выяснением предпочтений потребителей – должна принимать участие вся команда. Продавцы не всегда доносят до производственников точную информацию
- Необходимо внимательно изучать поведение потребителей, а не только то, что они говорят
- Жесткие жедлайны приводят к тому, что мы забываем смотреть на общую картину
- Чтобы выяснить требования потребителей, нет необходимости делать много снежинок
- Иногда эффективнее не пытаться решить задачу в лоб (дожать именно этого клиента), можно пойти к другим
- Время клиентов ограниченно, поэтому надо как можно эффективнее его использовать