Не можете справиться с паникой? Не понимаете, как выстроить разговор с сотрудниками? Боитесь, что не предусмотрели все риски? Эксперты консалтинговой компании «Аксель+» подготовили список из 5 советов, которые помогут хоть немного адаптироваться в сложившейся ситуации и начать действовать. Пользуйтесь этими рекомендациями сами и делитесь с другими предпринимателями!
1.Начните с себя
В первую очередь нужно позаботиться о собственном эмоциональном состоянии и о безопасности своих близких. В противном случае вы будете менее эффективны в рабочих делах. Вот что может помочь справиться с паникой и тревогой:
Откажитесь от постоянного мониторинга новостей. Ограничьтесь парой-тройкой ресурсов, которым вы доверяете, чтобы не тонуть в потоке противоречивой информации, но при этом оставаться в курсе происходящего. Ограничение числа источников позволит быстро обновлять картину мира.
Не спорьте. Постарайтесь не ссориться с друзьями и родственниками из-за разных взглядов на происходящее. И уж тем более не тратьте время на попытки доказать что-то ботам или на агрессию в комментариях.
Выполняйте дыхательную гимнастику. Например, квадратное дыхание помогает справиться с приступами паники. Сделайте глубокий вдох носом, считая до четырёх. Задержите дыхание на 4 секунды. Выдыхайте ртом — тоже на протяжении 4 секунд. Сделайте задержку с пустыми лёгкими, считая до четырёх. Повторите.
2.Позаботьтесь о сотрудниках
Поддерживайте постоянную связь с командой, потому что сотрудники надеются, что именно вы сможете внести в их жизнь чуть больше стабильности. Расскажите, поменялись ли планы компании, перестроились ли какие-то бизнес-процессы. Возможно, теперь нужно использовать другие инструменты для работы, перейти на карты другого банка или ожидать зарплату чуть позже? Даже если в вашей компании ничего не меняется, обязательно расскажите об этом.
3.Обеспечьте бесперебойность бизнес-процессов
По крайней мере — постарайтесь это сделать. Попробуйте максимально сократить расходы. По возможности остановите все эксперименты, которые до этого работали в ноль или в убыток. Если вы используете иностранные веб-сервисы, сделайте бэкапы данных и подумайте над альтернативами. Например, какие рекламные каналы вы сможете использовать, если в России всё-таки заблокируют Facebook и Instagram? А кто может заменить ваших иностранных поставщиков?
👉 Не забудьте позаботиться о доступе в интернет через VPN. Для этого есть бесплатные сервисы: 1.1.1.1, ProtonVPN, Psiphon, Lantern, Windscribe, VPN Master и другие.
4.Оставайтесь на связи с клиентами
Можете продолжать работу в прежнем режиме? Порадуйте этим клиентов. Сейчас всем не хватает ощущения стабильности. Или у вас всё-таки не получается сдержать договорённости? Попробуйте договориться о новых условиях, попросите отсрочку, возможно, ваши клиенты могут сами предложить альтернативу. В крайнем случае всегда можно перевести разговор в формальное русло — на уровень законов и договоров, но сперва попробуйте решить вопрос диалогом.
5.Составьте план действий
А точнее — несколько планов в зависимости от того, как будут развиваться события. Это поможет не поддаваться панике и структурировать происходящее. Вот некоторые вопросы для размышления:
🔸 Что делать, если выручка сократится на 30%, на 50%, на 80%?
🔸 Можете ли вы заморозить бизнес и переждать кризис?
🔸 Как закрыться с минимальными потерями для себя, сотрудников и клиентов?
👉 Кто может вам помочь?
Не забывайте, что вы не одни. Привлекайте в антикризисную команду ваших коллег и сотрудников. Так вы сможете максимально просчитать все риски и заметить возможности, которые один человек может и упустить. В идеале — чтобы в вашей команде были юристы, финансисты, специалисты по информационной безопасности и управлению персоналом.
Нуждаетесь в совете по ведению бизнеса?
Но не знаете у кого спросить? Напишите нам!
Задать вопрос